Есть такая профессия - делать красиво

Почему профессионал делает работу лучше,
чем самый старательный любитель?
Потому что в его арсенале — сотни технических секретов.
…Картинка из детства. Я сижу перед зеркалом, отражение вовсе не сулит радужных перспектив. У меня слишком большой нос, чтобы претендовать на успех в личной, да и в общественной жизни. Никакие не миндалевидные глаза. Ресницы, конечно, не самые короткие, нечего Создателя гневить, но могли бы быть и погуще. Верхняя губа слишком тонкая, щеки чересчур пухлые, на лбу и вовсе след от прыща. Резюме: меня явно обделили! Потому что по сравнению вот с этой Девушкой с Обложки я не просто проигрываю, а вообще — не знаю даже, как жить дальше. Ее сияющая красота — это вызов, и я схожу с дистанции уже в полуфинале.

Трудно сказать, почему мои комплексы культивировались именно на фоне глянцевых красоток. Девы с обложек были небесно хороши, и некому было подсказать бедной мне, что дело здесь не только и зачастую не столько в природной неотразимости моделей, сколько в профессионализме парикмахера, визажиста и фотографа. Тем сильнее было мое удивление, когда уже во вполне осмысленном возрасте я впервые попала на практические занятия по макияжу в модельное агентство. Разочарованию моему не было предела: модели оказались вполне обычными людьми! Конечно, фигура, стать, походка — этого не отнять, принцессы! Но лица — у них оказались обычные лица, часто поражающие своей невыразительностью. Больше впечатлило другое: за считанные минуты эта «обыкновенность» в руках визажиста превращалась в ту самую неземную глянцевую красоту. Позже уже мне объяснили, что удачное лицо модели — это как раз вовсе не лицо писаной красавицы, а наоборот, ничем не примечательное лицо, которое можно с помощью макияжа изменять до неузнаваемости, лицо, на котором можно нарисовать все, что угодно.

В общем, оказалось, что мне не так уж и не повезло с внешностью. В принципе, я поняла это уже тогда, когда научилась тонировке лица «по науке». До того мне казалось, что я могу выглядеть хорошо только благодаря загару, который сглаживал все цветовые неровности кожи. Оказалось, и незагорелое лицо может выглядеть здорово: тональный крем плюс пара специальных корректоров — и кожа выглядит практически безупречно. Немного корректирующих румян либо бронзер на скулы — и лицо приобретает необходимую фактурность. Этот же бронзер наносим на определенные точки на веках, капля хайлайтера под бровь, стрелка в ресницах, облачко пудры, немного туши и блеск для губ… Просто невероятно, насколько свежеет лицо, начинают сиять глаза при минимальных затратах времени, сил и средств!

Оказалось, «родиться красивой» — это и действительно не главное условие. Главное — суметь разглядеть свои сильные и слабые стороны и, вооружившись необходимым запасом знаний и средств, скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. Да так, чтоб никто и не догадался, что эффектное выразительное лицо и яркость взора — реалии рукотворные. Больше всего мне по душе (и забавнее всего) получать комплименты следующего характера: «Ты так замечательно выглядишь! Только почему ты никогда не красишься? У тебя ведь столько косметики…» А я слушаю это и думаю, что ведь дама, искренне произносящая этот текст, на самом деле ни разу меня не видела без макияжа, т.к. мы с ней всегда встречались исключительно в деловой обстановке, значит, на мне всякий раз было в общем-то изрядное количество косметики. То есть такого рода комплимент мне приятен не только с общечеловеческой точки зрения, но и с профессиональной. Полная тонировка лица, как минимум два цвета теней, тушь, румяна. В глазах же окружающих — у меня свежее и отдохнувшее лицо без макияжа. Что ж, пусть думают, что это я сама по себе чертовски хороша, зачем переубеждать…

Ведь что есть макияж по сути? Игра? Обман? В любом случае, если и обман, то изысканный. Если игра, то захватывающая. Удачный макияж может стать витамином от сплин и вытащить из хандры. Обычная женщина в умелых руках мастера превращается в Королеву. Смотрит на себя в зеркало со словами восхищения: «Неужели я могу быть Такой?» Она нравится себе, в ее глазах — восторг, и согласитесь, восхищение собой в разумных дозах невероятно полезно: для самооценки, для настроения, для здоровья, наконец! И хоть макияж — это шедевр одного дня, и перед отходом ко сну должен быть безжалостно смыт, но ведь само ощущение «Я — прекрасна» — оно не исчезает, не проходит бесследно, а обязательно становится еще одним аргументом в пользу повышения самооценки, остается ощущение полета, успешности, уверенности! Кстати, грамотный макияж как фактор личностного роста — чем не тема для исследований.

Однако, если нарисовать себе цветущий вид не так сложно, почему мы так редко видим вокруг себя действительно красивые лица? Причина проста: культура макияжа у нас, как говорится, оставляет желать… К сожалению, у наших женщин в фаворе «декор» лица в ущерб уходу за ним. И по продажам в магазинах на приоритетных позициях — помады, а не кремы и маски. Женщина, увы, скорее купит пудру, чтоб камуфлировать ею недостатки кожи, а не подходящий уход, который приведет ее в порядок. Но этому ведь надо учить: понимаю, откуда начинается красота. Иногда клиентки говорят: мне уже столько лет, а я не знаю, ни как правильно ухаживать за кожей, ни как делать макияж… Но что в этом зазорного? Разве это проходят в школе? Азам макияжа у нас обучают только парикмахеров и моделей, а где обычная женщина может научиться делать себе грамотный макияж — то есть такой, который подходит именно ей и уместен именно в данном контексте (вечерний, деловой и т. п.)? И тут же возникает второй вопрос: скоро ли нашим женщинам понадобятся такое обучение в относительно массовом масштабе? То есть когда можно будет проводить такие курсы не среди дистрибьютеров какой-нибудь косметической сетевой компании, а именно курсы «по интересам» под названием, к примеру, «Сам себе визажист»? Интерес к этой теме есть, но, к сожалению, пока пребывает в зародышевом состоянии.

Еще одним проявлением существующей культуры макияжа является тот факт, что востребованность услуг специалистов в области визажа хоть и растет, но пока носит скорее эпизодический характер. Поэтому, что такое действительно профессиональный макияж для многих остается тайной. Когда люди сталкиваются с необходимостью обратиться к специалисту — например, в день свадьбы — то многие просто не знают, куда податься, и выбирают мастера наугад. И вот к невесте приезжает «визажист» без специального образования и опыта работы, с минимальным набором косметики и инструментами сомнительного качества. И люди принимают его «работу» за профессиональный макияж, потому что просто не видели другого. И составляют мнение о профессиональном макияже по таким вот «шедеврам», сработанным за 20 минут, а ведь, как говорит одна моя знакомая мадам, «за 20 минут накраситься нельзя, можно только испачкаться». А «пачкается» в этом случае заодно и репутация визажистов.

Чем же отличается работа профессионального визажиста от того, кто себя таковым просто считает? Хотелось бы пока ограничиться цитатой. Очень понравилось, как в своем интервью российский Мастер визажа Эрик Индиков сказал, отвечая на вопрос журналиста о тенденциях и ограничениях, существующих сегодня в макияже: «Категорически нельзя только делать некрасиво». Мне кажется, если абстрагироваться от заданного ему вопроса, и посмотреть на эту фразу вне оригинального контекста, то можно сказать, что она очень ярко отражает суть работы визажиста: суметь подчеркнуть достоинства женщины, ее индивидуальность, и при этом «не навредить».

Комментариев нет: